Как реагировать на плохое поведение ребенка?

{lang: 'ru'}
Самый частый вопрос, который задают родители, являются вопросы о причинах плохого поведения ребенка. Разберем основные из них и научимся, как реагировать в каждом случае. На первый взгляд, причин плохого поведения много, и они разные по характеру.

Но научный подход к этой проблеме предлагает классификацию всего 4 пунктов.

Выделяют всего 4 причины плохого поведения ребенка (ошибочными целями):

  • Месть;
  • Борьба за власть;
  • Привлечение внимания;
  • Избегание неудачи (симуляция неспособности).

Теперь разберем каждую причину плохого поведения ребенка.

Первая причина плохого поведения ребенка

Ребенок добивается внимания.

Потребность во внимании одна из главных потребностей человека. Это социально одобряемое поведение, которое позволяет нам чувствовать себя нужными, полезными, значимыми.

С возрастом мы понимаем, что внимание не может уделяться только нам и останавливаемся на нескольких путях удовлетворения этой потребности (организация личных отношений, успехи, достижения, благотворительность, профессиональная значимость и т.д.)

Плохое поведение
Причины плохого поведения ребенка

У детишек нет соответствующих представлений, опыта и необходимых ресурсов, поэтому для получения возможности быть первыми они используют все средства, в том числе и плохое поведение.

Первая попытка ребенка привлечь наше внимание всегда бывает бессознательной. Но как только он понимает, что это самый простой и быстрый способ достижения цели, ребенок прибегает к нему чаще и изобретательнее.

Кроме того, любой специалист подтвердит, что лучше отрицательное отношение, чем никакого.

Быть не замечаемым и игнорируемым — самая трудная роль в человеческих отношениях, переживаемая максимально не комфортно, особенно если не ясны причины такого к себе отношения.

Быть «пустым местом» никому не хочется, потому и возникает агрессивное поведение (непослушание, нарушение норм поведения, причинение вреда.)

Что делать?

Учить ребенка добиваться внимания в приемлемых формах и конструктивными методами. Предвидя ваш праведный гнев, соглашусь, что трудно погасить в себе возмущение, раздражение, желание накричать и переходить от угроз к действию.

А сделать это нужно! Очень важно, понимая потребность дитя во внимании и контакте, дать ему почувствовать себя любимым и отмечать его позитивные проявления как можно чаще и искренне.

Плохое поведение
Плохое поведение ребенка

Однако здесь важно не перегнуть палку: если мы обращаем внимание на ребенка только тогда, когда он чего-то добился, мы формируем у него ориентированность на успех и «непродуктивную» активность.

Такой малыш убежден, что его принимают, когда он чего-то достиг, и прекращает действовать, если не получает результата, достойного всеобщего признания.

Другая сторона этого явления наблюдается в том случае, если ребенок не находит сфер применения и возможностей для достижений. Тогда его пассивность может стать поводом для привлечения внимания.

Забывчивость, растерянность, неопрятность, лень, пугливость — те «пассивные» проявления плохого поведения, которые призывают: «Будь рядом», «Сделай за меня!».

Вторая причина плохого поведения ребенка

Ребенок борется за власть.

Часто дети воспринимают взрослых (учителей, родителей, старших детей, чужих) как людей на деленных всей полнотой власти и большими, почти безграничными, в сравнении со своими, возможностями.

Часто мы слышим от детишек: «Когда я стану большим, у меня будет…» или «Я сделаю так…».

Если описанные в первой причине плохого поведения ребенка способы не привели к достижению определенного места в группе (семье, детском коллективе), он может включиться в борьбу за власть как следующей попытке завоевания определенного статуса в социальном окружении.

Плохое поведение
Плохое поведение ребенка

В этом случае он пытается утвердить себя не в отношениях с самим собой, а с окружающими.

Альтернативой получения необходимой доли внимания и самоуважения становится желание само утверждаться за счет других.

Тем более сейчас так сильна мода на «сильную личность».

Особенно остро эта потребность может проявляться в подростковом возрасте, связанном с активным формированием самосознания и ответом на вопросы »Кто я?», «Какой я?».

В удовлетворении этой потребности малыш или подросток постоянно «проверяет» окружающих на предмет контроля ситуации и ведет себя так, словно бросает вызов: «Вы мне ничего не сделаете!»

Плохое поведение
Плохое поведение ребенка

Принимать этот вызов и вступать в борьбу с чадом не следует ни при каких обстоятельствах! Взрослый никогда не выиграет! Ответная агрессия, конфронтация или вступление в соревнование служит показателем нашей слабости, неготовности к конструктивному взаимодействию (решению проблемы с помощью общения) и только раззадорит трехлетнего малыша, не желающего садиться на горшок, или подростка, срывающего урок за уроком.

Наша победа невозможна, считают специалисты, потому что ребенок не ограничен в методах борьбы, не скован моральными принципами и чувством ответственности.

Он будет играть нечестно, всегда располагая большим временем и возможностями для выстраивания стратегии и тактики нагнетания напряженности. И даже если будет одержана победа, она будет временной и бессмысленной с точки зрения воспитания и установления хороших отношений. А зачем она такая нам?

Что делать?

В случае вспышек гнева или тихого непослушания, как бы ни хотелось «встряхнуть» его и заставить подчиниться, нужно уйти от борьбы, жестких указаний и приказов. Проявляйте спокойствие и уверенность. научитесь устанавливать дружеский визуальный контакт.

Плохое поведение
Плохое поведение ребенка

Дайте понять, что власть из рук не отдадите, но можете делегировать ему приемлемую и разумную долю. Этот вопрос и попробуйте обсудить:какую часть своих организационных функций вы готовы передать? Дайте ребенку возможность выбора в ситуациях самообслуживания и отдельных формах вашего взаимодействия (что съесть, надеть, взять с собой).

Попробуйте предоставить ему как можно больше возможностей для того, чтобы он почувствовал свою силу и состоятельность. Тем более, что сам факт вызова имеет и положительные стороны: свидетельствует о том, что дитя склонно к самостоятельному мышлению и отстаиванию своей позиции, имеет лидерские задатки, не верит авторитетам!

Третья причина плохого поведения ребенка

Ребенок мстит.

Все мы когда-нибудь считали себя обиженными и незаслуженно обделенными. Причин этому много: физическое несовершенство и неудовлетворенность своим внешним видом, психологические травмы, полученные в ходе «силового» решения конфликтов, неспособность завоевать удовлетворяющее нас место в группе путем решения двух предыдущих задач. Какими бы ни были причины, в этом случае любой может почувствовать себя отвергнутым и нелюбимым.

Поэтому в качестве компенсации «несправедливости мира» ребятенок, не умеющий адекватно реагировать и выражать душевную боль, может выбрать месть. Ему представляется, что только таким способом он может защитить себя от отрицательных переживаний.

Основой его поведения становится вред и игнорирование дружелюбных попыток контакта, что совершенно обескураживает всех, особенно близких взрослых («За что он со мной так?»). Это вызывает желание поступить так же или прекратить контакт с ним. При неблагополучном развитии отношений родители обычно скатываются к встречной мести, а учителя — к игнорированию ситуации. И мы получаем злобного и дерзкого ребенка, мстящего всем, что дает ему ощущение собственной значимости.

Что делать?

Удивлять своим добрым расположением и принятием, при этом однозначно отрицательно оценивать его действия (но не его самого). Такой ребенок нуждается в обсуждении его проблем, заботе, терпении и понимании. Его нужно учить переживать и выражать свои чувства так, чтобы это не травмировало его самого и окружающих.

Четвертая причина плохого поведения ребенка

Ребенок симулирует неспособность (избегает неудачи).

Причиной того, что дитя хочет считаться неспособным, обычно являются чрезмерные и высокие требования, которые  к нему предъявляются, или большой объем критики и замечаний в его адрес. Пассивность и прекращение попыток найти свое место в группе могут быть вызваны и неудачами в решении трех представленных ошибочных целей.

Плохое поведение
Плохое поведение ребенка

Такие детишки отказываются от любой деятельности, страдают «откладыванием на потом», «недоведением до конца», ссылаются на плохое самочувствие, не веря в себя и возможный успех. Если они убеждают окружающих, что симптомы не ложны, к ним и в самом деле начинают предъявлять меньшие требования, что позволяет им избежать возможных неудач и унижений.

Специалисты утверждают, что с увеличением школьной нагрузки таких детей становится все больше.

Что делать?

Решением данной проблемы требует от взрослых титанического терпения. Нужно стимулировать любой, даже самый незначительный успех ребенка, чтобы он почувствовал себя способным, ценным, успешным. Важно не жалеть и не уговаривать, тем более — не делать за него!

Описанные причины плохого поведения детишек были расположены в порядке нарастания дискомфорта и напряженности. Поэтому каждая следующая причина требует от взрослого все большего терпения и усилий.

Хочется верить, что любая трудность в детско-взрослых отношениях может быть преодолена, если мы реагируем на причину, а не на ее следствие, запасаясь «тоннами» любви и желания жить в согласии!

С уважением, Ольга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Вверх страницы

Вниз страницы